Предлагаемые в статье советы ни в коем случае не претендуют на истину в последней инстанции и не являются категорическими. Может быть много ситуаций, когда стоит фотографировать им вопреки: у вас может быть свой, особый, художественный замысел, или обстоятельства могут не позволить применить тот или иной прием (а может быть вообще автор статьи не разбирается в фотографии).
Скорее советы рассчитаны на тех, кто привык снимать на отдыхе как получится и никогда не занимался фотографией специально, но хочет улучшить общую картинку на выходе.
Если вы будете регулярно использовать предложенные приемы съемки, со временем они встроятся и будут применяться уже на автомате. А тогда уже глаз будет наметан, появится определенная свобода творчества и можно будет смело забыть о всех советах и реализовать свой взгляд на происходящее вокруг. Удачной фоотохоты!
Совет №1. Не обрезайте края объектов, помещайте их в кадр целиком
Худший вариант
Лучший вариант
Старайтесь не обрезать края объектов, по крайней мере, тех, которые являются центром композиции. Деревья, горы, дома — пусть останется немного свободного пространства над ними и тогда снимок приобретет законченность и устойчивость.
Совет №2. Используйте принцип золотого сечения
Худший вариант
Лучший вариант
Попробуйте использовать принцип «Золотого сечения» — когда кадр делиться условными линиями на 3 равные части по высоте и ширине и основные объекты располагаются на пересечении этих линий. В приведенном выше примере в худшем варианте условная линия горизонта проходит примерно посередине кадра, в лучшем — по верхним двум третям, создавая более гармоничное ощущение.
Совет №3. Размещайте всех людей в кадре целиком, не обрезая их
Худший вариант
Лучший вариант
Горные лыжи — очень динамичный вид спорта, ситуация на склоне постоянно меняется и поймать нужный кадр зачастую нелегко. Тем не менее, попробуйте снимать так, чтобы все лыжники помещались в кадр целиком, без отрезанных частей тела или лыж. Также старайтесь разместить, не обрезая, тени от людей.
Совет №4. Не фотографируйте одного человека на фоне другого
Худший вариант
Лучший вариант
Любимый всеми жанр фотографии «Я на склоне». Желательно, чтобы люди в кадре не перекрывались, а то получится снимок «Я на фоне моего друга Васи». Также обращайте внимание, чтобы из головы человека не «росли» деревья, столбы и другие объекты заднего плана.
Совет №5. Оставляйте лыжнику пространство для движения вперед
Худший вариант
Лучший вариант
Фотографируя движущегося горнолыжника имеет смысл оставить ему в кадре пространство для движения вперед, тогда более понятна история, куда он едет, что ждет его за очередным виражем, мысленно простраивается траектория и появляется динамика.
Совет №6. Добавьте объект переднего плана, чтобы придать пейзажу глубину и динамику
Худший вариант
Лучший вариант
Зачастую подготовленные белые склоны в горах выглядят плоско и неинтересно. Придайте пространству глубину и объем, расположив объекты на переднем плане, например, кресло подъемника и его тень на склоне.
Совет №7. Используйте тени
Хорошо
Хорошо
В яркий солнечный день можно интересно обыграть контрастные тени от различных объектов, например, деревьев, сделав из достаточно пустого кадра интересный снимок. Или даже снять свой собственный автопортрет-силуэт.
Совет №8. Заполняйте пустое пространство
Худший вариант
Лучший вариант
Иногда простое пейзажное фото выглядит достаточно скучно и безлико. Поместив в кадр человека, мы, во первых, добавим ощущение масштаба, во-вторых, привнесем в пейзаж некий сюжет, оживив тем самым картинку.
Совет №9. Фотографируйте и в облачную погоду
Хорошо
Хорошо
Часто, узнав о плохом прогнозе погоды, мы откладываем фотоаппарат в сторону. Но даже облачная погода в горах способна подарить интересные атмосферные снимки. К тому же в таких условиях весь фон становится как бы черно-белым и два-три цветовых пятна в виде яркой куртки горнолыжника или красной стойки снежной пушки создают на фото интересные цветовые контрасты.
Совет №10. Используйте туман
Хорошо
Хорошо
И даже в условиях очень плохой видимости можно фотографировать, получая интересные кадры, как бы из потустороннего мира, в котором все объекты зыбки и призрачны. И никогда не знаешь, что находится в 20 метрах от тебя.
Совет №11. Используйте несколько планов, чтобы показать крутизну склона
Хорошо
Хорошо
Часто проблемой бывает передать крутизну склона. Показываем фотографии друзьям — «Смотри, по какому крутому склону я несусь!». Но при этом сами видим, что уклон то на фото совсем не ощущается. Чтобы передать ощущение стремительно падающего вниз склона, разместите в кадре несколько горнолыжников на разном удалении друга от друга (хватит и двух планов, но лучше, если их будет три). При этом желательно, чтобы расстояние до лыжника ближнего плана
было минимальным, тогда создается эффект присутствия, вида «из глаз».
Совет №12. Просите сфотографировать вас целиком, с ногами
Худший вариант
Лучший вариант
Номер один хитпарада испорченных фотографий — когда вы просите кого-то сфотографировать вас «на фоне». Как правило на выходе в лучшем случае получаются фотографии людей, обрезанных по пояс, в худшем — из низа фото торчит голова, создавая ощущение, что человек лезет из окопа или в последний момент успел подпрыгнуть, чтобы попасть в кадр. Поэтому лучше фотографировать с запасом (позднее всегда можно откадрировать в фотошопе, благо запас пикселей у современной техники позволяет), попросив прохожих сфотографировать вас целиком, от макушки до пят, оставив еще немного пространства сверху и снизу.